Содержание материала

МОДЕЛЬ ПОВЕДЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА ВКРАТЦЕ

Модель реализована в виде компьютерной программы (рис.1).

 current1

Рисунок 1. Снимок с экрана во время работы МПЧ версии 2.00, реализованной на Java.

Архитектура программы строится по модульному принципу (рис.2), что предполагает подключение и отключение целых логических блоков программы и обеспечивает ее динамичность, гибкость и интерактивность.

 current2

Рисунок 2. Модули МПЧ.

Текущий большой этап развития модели можно обозначить как закладка фундамента модели. На этом этапе разрабатывается ядро модели, т.е. те ее элементы, без которых ее работа совершенно невозможна. Также на этапе закладки фундамента будут разработаны и описаны все крупные свойства и способности искусственного человека, которые предполагается ввести в модель. Однако описание человека на этом этапе будет сильно упрощенным, поскольку главная задача – это сформировать структуру модели.

По большому счету, модель представляет собой среду взаимодействия для множества человекоподобных объектов, эдакий цифровой муравейник с компьютерными людьми вместо муравьев.

С точки зрения логической структуры, главный элемент модели – это отдельно взятый искусственный человек, который обладает различными свойствами и характеристиками, определяющими его поведение в среде. Все люди в модели – это вариации (порой очень непохожие друг на друга) этого архетипического искусственного человека.

В идейном плане сердцем искусственного человека да и всей модели является механизм выбора – принятия решений относительно своих действий. Механизм выбора обеспечивает осмысленную, не хаотичную динамику всей модели.

Кроме того, на данном этапе искусственный человек наделен системой мотивации, ресурсами, физиологическими системами. Но обо всем по порядку.

Безусловно, такая задача, как моделирование человеческого поведения не решается с чистого листа. В той или иной степени ею занимались и занимаются многие исследователи из разных областей знаний, чьи идеи в числе прочих используются в МПЧ (рис.3).

 current3

Рисунок 3. Теоретическое наполнение МПЧ.

Но вернемся к логической структуре. Если искусственный человек – центральный элемент модели, то вторым по важности элементом является действие человека. Действия реализованы в виде самостоятельного класса (т.е. шаблона для создания объекта в языке Java), поэтому они обладают известной автономией относительно выполняющего их человека (реализованного отдельным классом), но при этом действия могут быть выполнены только человеком. Действия обладают рядом свойств, как например, продолжительность, тип результата или энергетические затраты на выполнение. С каждой парой действие-человек ассоциирована своя конкретная цель. Для простоты и уменьшения конфликтных ситуаций в текущей версии модели цели человека точно совпадают с фиксированными результатами действий, которые он способен осуществлять.

На данном этапе в модели описаны 9 действий (рис.4). Они выбраны не произвольно: по результатам исследований бюджетов времени в нескольких странах, на указанные 9 действий (а также на действие «перемещение») приходится порядка 90% затрат времени у среднестатистического человека. На все прочие действия приходится существенно меньше времени.

 current4

Рисунок 4. Допустимые действия человека в МПЧ.

В силу постоянного наличия альтернатив на первый план для модельного человека выходит проблема принятия решений относительно выбора действия. Для каждого действия описаны свои факторы, определяющие его текущую важность (надобность, т.е. готовность тратить свои время и силы на выполнение действия). На основании значения этой текущей, т.е. вычисляемой динамически, надобности и выбирается действие: выбор падает на действие с наибольшей надобностью.

Например, для таких действий, как сон или прием пищи, определяющими являются физиологические процессы, поэтому надобность этих действий привязана к усталости человека, циркадным ритмам (действие «сон») и энергетическому балансу (действие «прием пищи») человека. В свою очередь, усталость и расход энергии зависят от активности (чт. выполнения действий) за день.

Надобность таких действий, как уход за собой, устроена, скорее, по триггерному принципу: человек проснулся – человек умылся. Т.е. говоря иначе, потребность гарантированно появляется, если выполняется какое-то простое условие.

Словом, действия устроены по-разному, они дают разные результаты и их надобности формируются по различным схемам.

Однако фактор времени входит в определяющие факторы для всех действий. Во-первых, потому что его относительно просто измерить и отследить (в сравнении, например, с психологическими факторами). А во-вторых, потому что дефицит времени является критическим фактором выбора. Точнее, без дефицита времени проблема выбора действий фактически исчезает, потому что тогда человек располагает достаточным временем, чтобы выполнить все задуманное. Не мгновенность действий и приводит к проблеме дефицита времени.

Каждое действие приносит определенный результат в случае его успешного или неудачного выполнения. Технически модельный человек описывается набором параметров, характеризующих его физическое состояние, его потребности, его ресурсы и проч. Поэтому результаты действий технически представляются как некоторое изменение значений этих параметров.

Соответствие полученного результата цели выполненного действия повышает настроение модельного человека (радует), а несоответствие понижает (огорчает). Динамика эмоционального состояния человека легла в основу оценки уровня его счастья (столь модного в последнее время в социальных науках).

Поскольку модельный человек способен накапливать опыт (запоминать результаты выполненных действий), то он способен и корректировать свое поведение, чтобы избегать огорчений. В силу того, что модельный человек пока не может менять нюансы выполнения действия, то он понижает надобность тех действий, которые в прошлом его часто огорчали, и повышает надобность тех, которые его радовали. Так, опыт (и опосредованно через него эмоции) является одним из факторов выбора действия.

Модельный человек не мог бы называться человеком, если бы не взаимодействовал с себе подобными. В модели есть два типа взаимодействий: групповые и внегрупповые.

Люди в модели формируют группы на основе общности своих интересов (под интересом понимается усредненная долгосрочная надобность определенного действия). Результатом членства в таких группах является еще большее сближение всех интересов (даже тех, которые изначально не совпадали). Тем самым влияние членов группы также является фактором выбора действия.

Внегрупповые взаимодействия не приводят к изменению интересов. К ним относятся, например,  контакты при совместном выполнении действия «торговля».

Кроме искусственных людей в модели существуют фирмы (производственные организации). Фирмы логически самостоятельны (реализованы отдельными классами), но подобно действиям, чтобы они заработали, требуются люди – работники. В свою очередь, коллектив фирмы – это разновидность группы. Фирма занимается выпуском продукции. Пока в модели представлен лишь один условный товар (входящий в обязательные ресурсы искусственного человека и потому его можно ассоциировать с продуктами питания, пищей), его-то и выпускают фирмы. Для простоты фирмы существуют в низко конкурентной среде, поэтому цену на свою продукцию формируют путем установления желательной прибыли относительно себестоимости.

Все, что касается поведения фирм, не так интересно на данном этапе построения МПЧ, как поведение отдельных людей, поэтому фирмы представлены упрощенно и очень традиционно для экономической теории (ориентированность на прибыль, производственная функция Кобба-Дугласа и т.д.). Скорее всего, чтобы усложнить поведение фирм, потребуется лишь открыть учебник – новых идей не понадобится.

В модели еще есть внешняя среда. Она представлена совсем рудиментарно – в виде неисчерпаемого предложения единственного существующего в модели товара по фиксированной цене (как в случае с малой экономикой). Другими словами, внешняя среда сведена к внешнему рынку, да еще существенно более крупному (отсюда невозможность повлиять на цену товара) относительно внутреннего рынка модели.

Таким образом, МПЧ представляет собой среду, в которой каждый из произвольного множества искусственных людей последовательно выбирает и выполняет одно действие за другим в течение определенного периода времени, заданного исследователем-пользователем (рис.5). Все выборы каждого искусственного человека, а также их последствия (и вообще значения любого необходимого для анализа параметра модели) документируются в виде отдельных файлов. Таким образом, получается своеобразная летопись сообщества искусственных людей.

 

current5

Рисунок 5. Общая логика динамики в МПЧ.

  • Комментарии не найдены
Чтобы оставить комментарий, необходимо зарегистрироваться

© 2015 humanmodel.ru